Психологическое воздействие цвета

Цвет — это первое, с чем сталкивается наше зрение при восприятии  окружающего нас мира, неся в себе информацию об окружающей среде, а также оказывая влияние на подсознание вызывая определенные эмоциональные реакции и ассоциации, которые индивидуальны и накапливаются в процессе жизни.

 Впрочем ряд ассоциаций закрепились в нашем бессознательном и передаются генетически из поколения в поколение. Эти ассоциации связаны с цветами природы. Оранжево-желтый цвет ассоциируется с солнцем, теплом и энергией. Сине-голубой с морем и небом — с покоем.

Эффект цветовосприятия

Цвет способен закономерно выражать эмоциональное (личностно-смысловое) отношение к воспринимаемому предмету и к самому себе. В цвете происходит визуализация эмоционального отношения и психического состояния человека к воспринимаемому объекту по аналогии с цветными фильтрами фотоаппарата, которые окрашивают субъективный образ предмета (ситуации или значимых людей).

Мы ощущаем чувство тревоги ночью в темноте и чувство радости в солнечный день. Человечество веками приобретало четкое знание, что днем безопасно и поэтому цвета спектра, связанные с ним вызывают возбуждение и прилив сил. Вечером, в сумерки и особенно ночью — темно и опасно, поэтому цвета ассоциирующиеся с этим временем суток вызывают тревогу, неуверенность и ощущение загадочности.

Классификация цветов

Цвета делятся на хроматические и ахроматические. К хроматическим цветам относят все цвета видимого спектра: желтый, красный, синий, а также составные цвета получаемые в результате слияния двух, трех цветов спектра:  оранжевого, фиолетового и зеленого.

К ахроматическим цветам  относят: белый, серый и черный.

 

 

В психологии цвета также делятся на две группы: теплые и холодные. К теплым — «стимулирующим» цветам, которые связаны с процессами ассимиляции, активизации и напряжения относят: красный, оранжевый, желтый и белый. К холодным, связанным с процессами диссимиляции, пассивизации и расслабления относят: синий, индиго, фиолетовый и черный. Зеленый цвет дуален и может относиться как к первой, так и ко второй группе.

В своих работах Г. Фрилинга и К. Ауэра описывают психологическое воздействие цветов на человека.

Стимулирующие цвета (теплые)

Спектр хроматических цветов от Красного до Желтого и по степени яркости в сторону Белого (кармин, киноварь и др.). Основное свойство этих цветов — вызывать возбуждение. Они стимулируют интерес человека к внешнему миру, общению и деятельности.

Дезинтегрирующие цвета (холодные)

Как уже отмечалось выше к холодным цветам относится весь спектр от Фиолетового до Сине-Зеленого. Свойство этих цветов вызывать торможение, они действуют успокаивающе, снижая эмоциональность и внося в поведение человека рассудочность и рациональность.  Также под их воздействием создается иллюзия увеличения дистанции, растяжения времени.

Статические цвета (уравновешивающие)

Это Зеленый, Желто-Зеленый, Оливковый и другие цвета средней части спектра как светлых, так и темных оттенков. Основное свойство данных цветов уравновешивать, способствовать стабильности. спокойствия и погруженности человека в свой внутренний мир.

Пастельные цвета (мягкие)

К ним относятся Розовый, Салатовый, Серо-голубой, Лиловый и другие цвета верхней части спектра с малой насыщенностью (ближе к Белому). Эти цвета вызывают ощущение мягкости, нежности и слабости. Эти чистые, приглушенные, мягкие тона создают состояние сдержанности, скромности, нежности и ласки.

Подавляющие цвета (угнетающие)

Это Черный и другие цвета спектра близкой к нему яркостью и повышенной насыщенностью. Эти цвета производят мрачное, угрюмое, гнетущее впечатление, вызывая тоску и страх, чувство угнетения и давления.

Резюме

Цвет важен для восприятия окружающего нас мира, но цветовосприятие не однозначно, оно имеет сложную структуру. Многие ученые из разных областей науки занимаются изучением цвета и его влияния на человека. Цвет оказывая влияние на разные аспекты нашей жизни вызывает ту или иную поведенческую реакцию. Знания как цвет влияет на наши ощущения, как он взаимосвязан с другими сенсорными системами человека, поможет спрогнозировать и структурировать воздействие цвета на нас.

В данной статье отражены далеко не все аспекты психологического влияния цвета на человека, чтобы это описать потребуется серия статей.

Дорогой читатель!
Я выражаю свою признательность за внимание  и интерес к содержанию моей статьи, а особенно за то, что вы  подписались на рассылку для получения новостей. А также нашли возможность  поделиться и оставить отзыв в социальных сетях. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *