“Если вы удачно выберете труд
и вложите в него душу,
то счастье само вас отыщет”.
К.Д. Ушинский
Многообразие мира профессий насчитывает более 10 тысяч наименований, а включая специальности и специализацию — свыше 50 тысяч. На современном этапе развития некоторые профессии становятся невостребованными и появляются совершенно новые. Целое море вариантов и возможностей для реализации своих способностей и сил.
Профессиональное самоопределение — это процесс принятие личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности — кем стать, к какой социальной группе принадлежать, и с кем работать. Выбор профессии в подростковом возрасте — это шаг, который определяет вхождение во взрослую жизнь.
Какую профессию выбрать, чтобы быть востребованным, успешным и финансово независимым? Подростку трудно ответить на эти вопросы. Найти себя очень непросто. Выбрать профессию по душе — большая удача особенно в юном возрасте, когда знания о мире профессий практически отсутствуют, а взрослому человеку еще труднее найти свое призвание и кардинально изменить свою жизнь, в том случае если изначально выбор оказался необдуманным и оказался неудачным.
Факторы выбора профессии
Для определения сферы будущей профессиональной деятельности необходимо учитывать ряд факторов:
- потребности;
- интересы;
- способности;
- подготовленность;
- психологическую устойчивость;
- состояние здоровья.
Данные факторы следует сопоставлять с требованиями, которые предъявляет к человеку выбираемая им профессиональная деятельность. Все это в совокупности даст возможность человеку пережить чувство удовлетворенности и успеха.
По отношению к профессиональной деятельности самоопределение проходит через всю жизнь человека, включая дошкольный, подростковый, юношеский, взрослый и пенсионный периоды. На каждом этапе возникают свои трудности и успехи, что делает жизнь интересной и красочной.
Классификация профессий
Наиболее удачная классификация профессий была предложена академиком Е.А. Климовым. Он выделил 4 группы:
По предмету труда — типы:
- Ч-П — «человек — природа»;
- Ч-Т — «человек — техника»;
- Ч-Ч — «человек -человек»;
- Ч-Х — «человек — художественный образ»;
- Ч-З — «человек — знаковая система».
По целям труда — классы:
- Г — гностический;
- П — преобразующий;
- И — изыскательный.
По орудиям труда — отделы:
- Р — ручные;
- М — машино-ручные;
- А — автоматические;
- Ф — функциональные.
По условиям труда — группы:
- Б — бытового микроклимата;
- О — на открытом воздухе;
- Н — необычные условия;
- М — моральная ответственность.
Планирование выбора профессии
Профессиональное самоопределение целесообразно начинать с составления профессионального плана, который включает следующие этапы:
- определение главной цели;
- чем хочу заниматься;
- кем хочу быть;
- объективный анализ и оценка своих возможностей;
- определение востребованности на рынке труда.
Профессиональный план можно схематично представить в виде трех составляющих: «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО».
«ХОЧУ» — желания, интересы и склонности;
«МОГУ» — таланты, способности к тому или иному виду деятельности;
«НАДО» — полезность профессии, востребованность на рынке труда.
Резюме
Профессиональное самоопределение представляет собой форму личностного выбора, включающая в себя довольно сложный поэтапный процесс постижения природы профессии, осмысления собственных интересов и возможностей, выработку собственной позиции на заложение фундамента своих профессиональных планов.
Если эта статья вас заинтересовала оставьте свои пожелания стоит ли продолжать тему профориентации.
Дорогой читатель!
Я выражаю свою признательность за внимание и интерес к содержанию моей статьи, а особенно за то, что вы подписались на рассылку для получения новостей. А также нашли возможность поделиться и оставить отзыв в социальных сетях. Спасибо!